Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников

 

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

У многих детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала его обучения грамоте.

Родителям следует обратить внимание на следующее:

Ребенок  к шести годам должен  четко произносить все звуки родного языка.

Подбирать слова с определенным звуком, владеть навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь — дождик), словоизменение (стул — стулья), согласование (желтый мяч),  управление (вышел из дома, рассказал о друге).

Шестилетний ребенок безошибочно должен произносить слова сложной слоговой структуры: велосипедист, экскурсовод, милиционер, аквариум и т.п.

В  словаре  6-7-летнего  ребёнка  должны  быть  представлены  все  части  речи.

У будущего первоклассника должны быть сформированы навыки:

  • пространственное ориентирование – умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.
  • коммуникативные – общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции
  • игровой деятельности – умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила.
  • мотивационные – наличие желания учиться, узнавать новое.
  • математические – счет в пределах 10 и обратно, решение элементарных задач.
  • процессов внимания, памяти.
  • мышления – обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением.

Развитие фонематических процессов и коррекция нарушений звукопроизношения.

К моменту поступления в школу ребенок должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке. Перед школой необходимо проконсультироваться с логопедом. Обратите внимание на сформированность слоговой структуры речи у вашего ребенка. К шести годам ребенок безошибочно, не переставляя и пропуская слоги, должен произносить слова типа: милиционер, экскаватор, велосипедист и т.д.

Формируйте у ребенка способность к различению на слух всех звуков речи, — это поможет в дальнейшем избежать трудностей в овладении письменной речью.

Развитию фонематических процессов помогут упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и по дороге в детский сад, на прогулке, в магазине и т.д.:

К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы процессы языкового анализа и синтеза, которые являются важной операцией при последующем обучении ребенка.

Развитию навыков языкового анализа и синтеза помогут следующие задания, выполнение которых не требует специальных условий и могут происходить, например, на прогулке: назвать количество слов в предложении, назвать первое и последнее слово, составить предложение с заданным словом, определение слогов и звуков в слове, определение первого и последнего звука в слове

Развитие мелкой моторики и зрительно-пространственных представлений.

Для школы очень важен уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно-моторных координаций, умение правильно видеть (воспринимать) фигуры, расположенные на плоскости, соотносить собственные движения с требуемой траекторией движения, то есть с той формой и величиной фигуры, которые нужно скопировать (перерисовать). Обратите внимание на точность копирования — величину, соотношение штрихов, взаимное расположение, ровность линий.

Если ребёнок путает верх и низ, правое и левое расположение штрихов, если линии «дрожат», если фигуры сильно увеличены или уменьшены, если нарушена координация, то необходимы специальные тренировочные занятия. Развитию тонких двигательных координаций очень способствует рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, лепка, определение «вслепую» форм предметов – сначала самых простых. Потом можно и более сложных.

 

Автор статьи: Туктагулова Эльмира Федарисовна

Новости школы
Смотреть все новости

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять