Психологическая готовность ребенка к школе

 

 

Психологическая готовность к школе – это физический, эмоциональный, психический уровень подготовки человека, при котором изменения образа жизни и школьные требования не приведут к нарушению общего состояния здоровья. Опираясь на научные исследования можно сказать, что пойти в первый класс готовы только здоровые дети, обладающие «школьной зрелостью» — показателем функциональной готовности. Если же ребенок недостаточно подготовлен, это может привести к перенапряжению, которое сказывается на здоровье, ослабляет иммунитет, снижает работоспособность. Таким детям очень трудно адаптироваться к новым условиям: они эмоционально будут переносить смену режима, увеличение требований и новый коллектив. Именно поэтому, чтобы подготовить будущего ученика, нужно рассмотреть два аспекта – личностную и интеллектуальную готовность.

Психологическая готовность ребенка к школе
Интеллектуальная готовность включает в себя:

  • уровень развития восприятия и памяти;
  • внимания, мышления;
  • мелкой моторики, зрительно-двигательной координации;
  • развитие речи.

Личностная готовность состоит из трех типов:

  1. Мотивационная готовность: желание ученика осваивать знания и ходить в школу, достигать успехов, самореализоваться.
  2. Волевая готовность: умение планировать деятельность и придерживаться режима, прилагать усилия для выполнения требований, преодолевать трудности.
  3. Социальная готовность: коммуникабельность; умение завязывать взаимоотношения со сверстниками и учителями; понимать социальные ситуации.

 

Как помочь ребенку в психологической подготовке к школе?

Готовность к школе

  1. Чтобы помочь человеку адаптироваться к новым условиям, Вы должны быть сами уверены в школе, которую выбрали для ребенка. С учителями нужно выстроить доверительные отношения, находиться с ними в сотрудничестве – это поможет избавить себя от лишних волнений. Ваше отношение к школе обязательно передастся и ребенку. Если родитель уважительно относится к учителю, для ребенка он тоже станет авторитетом. Это поможет ему в стремлении добиться успехов и выработает желание получить одобрение не только от Вас, но и от учителя.
  2. Приучите человека разговаривать откровенно и честно. Часто, переживая эмоциональные проблемы, ребенок закрывается в себе, ему становится сложно делиться своими проблемами как с окружающими, так и с родителями. Чтобы этого избежать, постоянно обсуждайте с ним конфликтные ситуации, интересуйтесь его мнением, сами постарайтесь быть объективными. Не стоит говорить ребенку, что он лучше или хуже кого-то, просто объясните, как правильно повести себя в созданной ситуации.
  3. Формируйте у человека хорошую самооценку, позитивное отношение к самому себе. Завышенные требования и постоянная критика выльются в неуверенность, страх получить еще один упрек. В школе ученику будет очень сложно пережить неудачи, что неизбежно приводит к снижению учебной активности. Не нужно кричать, а тем более оскорблять ребенка, особенно в обществе. Обо всех жалобах со стороны кого-либо говорите дома, а не при посторонних. Формируйте у человека высокий уровень притязаний, сами верьте в его силы.
  4. Ограничивайте действия ребенка в разумных мерах, всегда объясняйте, почему именно Вы это сделали. Разумные запреты и понимание их помогают человеку взять под контроль свое поведение, научиться управлять своими эмоциями и желаниями.
  5. Развивайте речь, чаще говорите с человеком. Диалог – средство, при помощи которого ребенок учится слушать и понимать. Дети, чей словарный запас недостаточно развит, часто во время уроков теряют смысл рассказа учителя, после чего вернуть внимание достаточно проблематично. Просите ребенка рассказать о том, что он нового узнал на уроках, что видел, слышал за день. Задавайте наводящие вопросы и внимательно слушайте, показывайте, что Вам действительно интересно. Если он не может полноценно выразить мысль, помогайте ему подобрать правильные слова, побуждайте давать развернутый ответ, строить грамматически правильные предложения.
  6. Если ребенок задает вопрос, даже самый простой или нелепый, спокойно и доходчиво объясняйте ему ответ. Учите пользоваться справочной литературой, самостоятельно искать нужную информацию. Развивайте его знание, посещайте вместе музеи, рассказывайте исторические события простым, интересным языком, наблюдайте за природой и животными. Так у человека развивается стремление к постоянному познанию чего-то нового.
  7. Играйте с ребенком не только в традиционные игры наподобие кукол или машинок, а и в развивающие головоломки. Создайте условия для совместных подобных игр с его друзьями. Именно в игре происходит развитие предпосылок учебной деятельности – познавательных интересов, произвольности поведения, навыков общения. Не акцентируйте внимание только на себе, старайтесь как можно больше давать времени человеку играть с друзьями. В противном случае он может стать слишком домашним, испытывать затруднения в коллективной работе. Приучайте его к сотрудничеству и совместной деятельности с другими детьми.
  8. Помните, что самое главное – это внутренняя позиция школьника. Следует дать понять важность социальных отношений и серьезности его занятий, собственную ответственность. Помните, что ваш ребенок, хотя первоклассник, но уже не младенец. Доверяйте ему работу по дому, контролируйте занятия со стороны, а не стоя над ним, позволяйте самостоятельно принимать решения.
Новости школы
Смотреть все новости