Психологическая готовность к школе – это физический, эмоциональный, психический уровень подготовки человека, при котором изменения образа жизни и школьные требования не приведут к нарушению общего состояния здоровья. Опираясь на научные исследования можно сказать, что пойти в первый класс готовы только здоровые дети, обладающие «школьной зрелостью» — показателем функциональной готовности. Если же ребенок недостаточно подготовлен, это может привести к перенапряжению, которое сказывается на здоровье, ослабляет иммунитет, снижает работоспособность. Таким детям очень трудно адаптироваться к новым условиям: они эмоционально будут переносить смену режима, увеличение требований и новый коллектив. Именно поэтому, чтобы подготовить будущего ученика, нужно рассмотреть два аспекта – личностную и интеллектуальную готовность.
Интеллектуальная готовность включает в себя:
- уровень развития восприятия и памяти;
- внимания, мышления;
- мелкой моторики, зрительно-двигательной координации;
- развитие речи.
Личностная готовность состоит из трех типов:
- Мотивационная готовность: желание ученика осваивать знания и ходить в школу, достигать успехов, самореализоваться.
- Волевая готовность: умение планировать деятельность и придерживаться режима, прилагать усилия для выполнения требований, преодолевать трудности.
- Социальная готовность: коммуникабельность; умение завязывать взаимоотношения со сверстниками и учителями; понимать социальные ситуации.
Как помочь ребенку в психологической подготовке к школе?
- Чтобы помочь человеку адаптироваться к новым условиям, Вы должны быть сами уверены в школе, которую выбрали для ребенка. С учителями нужно выстроить доверительные отношения, находиться с ними в сотрудничестве – это поможет избавить себя от лишних волнений. Ваше отношение к школе обязательно передастся и ребенку. Если родитель уважительно относится к учителю, для ребенка он тоже станет авторитетом. Это поможет ему в стремлении добиться успехов и выработает желание получить одобрение не только от Вас, но и от учителя.
- Приучите человека разговаривать откровенно и честно. Часто, переживая эмоциональные проблемы, ребенок закрывается в себе, ему становится сложно делиться своими проблемами как с окружающими, так и с родителями. Чтобы этого избежать, постоянно обсуждайте с ним конфликтные ситуации, интересуйтесь его мнением, сами постарайтесь быть объективными. Не стоит говорить ребенку, что он лучше или хуже кого-то, просто объясните, как правильно повести себя в созданной ситуации.
- Формируйте у человека хорошую самооценку, позитивное отношение к самому себе. Завышенные требования и постоянная критика выльются в неуверенность, страх получить еще один упрек. В школе ученику будет очень сложно пережить неудачи, что неизбежно приводит к снижению учебной активности. Не нужно кричать, а тем более оскорблять ребенка, особенно в обществе. Обо всех жалобах со стороны кого-либо говорите дома, а не при посторонних. Формируйте у человека высокий уровень притязаний, сами верьте в его силы.
- Ограничивайте действия ребенка в разумных мерах, всегда объясняйте, почему именно Вы это сделали. Разумные запреты и понимание их помогают человеку взять под контроль свое поведение, научиться управлять своими эмоциями и желаниями.
- Развивайте речь, чаще говорите с человеком. Диалог – средство, при помощи которого ребенок учится слушать и понимать. Дети, чей словарный запас недостаточно развит, часто во время уроков теряют смысл рассказа учителя, после чего вернуть внимание достаточно проблематично. Просите ребенка рассказать о том, что он нового узнал на уроках, что видел, слышал за день. Задавайте наводящие вопросы и внимательно слушайте, показывайте, что Вам действительно интересно. Если он не может полноценно выразить мысль, помогайте ему подобрать правильные слова, побуждайте давать развернутый ответ, строить грамматически правильные предложения.
- Если ребенок задает вопрос, даже самый простой или нелепый, спокойно и доходчиво объясняйте ему ответ. Учите пользоваться справочной литературой, самостоятельно искать нужную информацию. Развивайте его знание, посещайте вместе музеи, рассказывайте исторические события простым, интересным языком, наблюдайте за природой и животными. Так у человека развивается стремление к постоянному познанию чего-то нового.
- Играйте с ребенком не только в традиционные игры наподобие кукол или машинок, а и в развивающие головоломки. Создайте условия для совместных подобных игр с его друзьями. Именно в игре происходит развитие предпосылок учебной деятельности – познавательных интересов, произвольности поведения, навыков общения. Не акцентируйте внимание только на себе, старайтесь как можно больше давать времени человеку играть с друзьями. В противном случае он может стать слишком домашним, испытывать затруднения в коллективной работе. Приучайте его к сотрудничеству и совместной деятельности с другими детьми.
- Помните, что самое главное – это внутренняя позиция школьника. Следует дать понять важность социальных отношений и серьезности его занятий, собственную ответственность. Помните, что ваш ребенок, хотя первоклассник, но уже не младенец. Доверяйте ему работу по дому, контролируйте занятия со стороны, а не стоя над ним, позволяйте самостоятельно принимать решения.