Начало систематического обучения в школе – важнейший фактор, который влияет на психологическое состояние человека. Для того чтобы развитие психических процессов было здоровым и гармоничным, нужно соблюдать несколько следующих правил:
- формировать положительное отношение к получению знаний и процессу обучения, получать удовольствие при достижении поставленных целей;
- регулярно и систематизировано заниматься образованием;
- соблюдать баланс между учебной нагрузкой и требованиями психологических возможностей человека;
- комфорт и благоприятная атмосфера в семье и школьном коллективе, чередование делового и неформального общения между педагогами и учениками;
- постоянный распорядок дня, соблюдение режима дел и отдыха;
- сбалансированное отношение физического и умственного труда;
- крепкий и достаточный по времени сон;
- сотрудничество и хорошие взаимоотношения между семьей и школой;
- исключение возможности курения, алкоголя и наркотиков.
При несоблюдении этих условий велика вероятность неблагоприятного воздействия школьной жизни на здоровье ученика. Учеба в любом случае вызывает утомление, избежать его полностью не удастся. Важно, чтобы за моменты отдыха это утомление проходило, а не накапливалось ежедневно. Если этого не происходит, со временем наступает переутомление – хроническое утомление, которое может привести к нарушениям соматического и психического здоровья. Его признаки: снижение работоспособности и умственной работы; частичная потеря самоконтроля; забывчивость и невнимательность; постоянная усталость и плохое эмоциональное состояние. Переутомленный ребенок плохо воспринимает новую информацию, делает глупые ошибки, долго подготавливает домашнюю работу и не может хорошо ответить на уроке. Координация его движений ухудшается, почерк портится, появляется двигательная расторможенность или, наоборот, вялость и пассивность. Ребенок часто раздражается или плачет из-за пустяков, проявляется апатичность или сонливость.
Если Вы заметили описанные симптомы, ни в коем случае нельзя ругать подростка или требовать заниматься делами больше. Такой подход может привести к нервному срыву или неврозу, поэтому очень важно вовремя помочь ему. Переутомление также может стать причиной болезней: у человека снижается иммунитет, нарушается осанка, зрение, происходит замедление роста. Что касается учебы, она должна быть в такой период максимально нормированной, объем её должен обеспечивать оптимальное функционирование организма и, прежде всего, центральной нервной системы учащегося. В школе «разбавлять» умственный труд помогают уроки музыки и физкультуры, прогулки в школьном дворе и перемены. Когда ученику интересно в школе, у него хорошие отношения с одноклассниками и учителями, работоспособность увеличивается, активизируется работа мозга. Это в значительной мере помогает преодолеть все трудности и нагрузки.
Как помочь ребенку при перегрузке?
Существует такое понятие, как школьная перегрузка — неблагоприятное состояние центральной нервной системы школьника. Причинами перегрузки может быть, как чрезмерно большой объем учебной нагрузки, не соответствующий функциональным возможностям ребенка, так и хронический психологический стресс. В школе повышенному стрессовому напряжению подвергаются дети в переходные периоды адаптации к начальной школе, средней школе, старшеклассники, которым предстоит сдача экзаменов. Выделяют особый информационный стресс, связанный с необходимостью воспринять и усвоить большой объем информации в условиях дефицита времени. От него страдают не только старшеклассники, но и дети медлительные, со слабой нервной системой, соматически ослабленные.
Нужно помогать детям снимать эмоциональное напряжение. Этому способствуют игры, особенно подвижные, позволяющие «сбросить» напряжение и переходящие в успокаивающие занятия – рисование по мокрой бумаге, игры с водой, задушевный разговор с близким человеком. В ходе этого разговора можно вместе с ребенком помечтать о близких каникулах, интересных совместных прогулках или занятиях, желанных покупках, или вспомнить ситуации, в которых ребенок переживал «ресурсные состояния» — чувствовал себя спокойно, комфортно, уверенно, радостно. Важно учить его замечать свои успехи и достижения, видеть хорошее, а не «зацикливаться» на трудностях и неудачах. Также уже с младших классов можно учить детей приемам управления своими эмоциями, особое внимание уделив приемам расслабления и аутогенной тренировки.
Вот некоторые примеры упражнений аутогенной тренировки, которые родители могут проводить вместе с детьми.
- Положение лежа. «Вытяни руки вдоль туловища, кистями руки «смотрят» вниз. Ты закрываешь глаза, дышишь спокойно: вдох, выдох». Ваш голос должен быть ровным, спокойным, тихим.
- Положение сидя. «Сядь. Твердо поставь ноги на пол. Предплечья лежат свободно на бедрах, руки свисают вниз. Они не двигаются. Ты зарываешь глаза, дышишь спокойно: вдох, выдох».
Для достижения расслабления большое значение имеют дыхательные упражнения. Наиболее простой способ дыхательной релаксации – дыхание на счет. Посчитайте четыре раза, на четвертый ребенок должен сделать вдох, на следующий четвертый – выдох. Дышать он должен спокойно и свободно. Скажите, что именно такие упражнения нужно проделывать самостоятельно перед контрольной или ответственным, волнительным делом. Это поможет ему успокоиться, переставить акцент на дыхание и расслабиться.